Власти подготовили первый за 5 лет «структурно сбалансированный» бюджет
Правительство в понедельник, 30 сентября, внесло в Госдуму проект федерального бюджета на трехлетку — 2025 год и плановый период 2026–2027 годов. В материалах кабмина указаны три основных приоритета: выполнение всех социальных обязательств перед гражданами, расходы на оборону и безопасность, а также технологический суверенитет.
Как сверстали новый бюджет
Особенностью этого бюджета стала его «структурная сбалансированность» впервые за несколько лет: его расходы (по плану это примерно 41,5 трлн руб. в 2025 году) в точности должны быть равны сумме ненефтегазовых доходов (29,4 трлн руб.), базовых нефтегазовых доходов (то есть рассчитанных исходя из цены нефти $60 за баррель — 9,1 трлн руб.), расходов на обслуживание госдолга (3,2 трлн руб.) и разности между предоставлением и погашением внутригосударственных бюджетных и межгосударственных кредитов (минус 0,2 трлн руб.).
В 2023 году расходы бюджета были больше, чем сумма ненефтегазовых доходов, базовых нефтегазовых доходов, процентных расходов и сальдо бюджетных и межгосударственных кредитов, на 2,8 трлн руб. (1,6% ВВП). По итогам 2024 года они должны быть больше на 3,1 трлн руб. (также 1,6% ВВП), следует из «Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов», подготовленных вместе с проектом бюджета. Это и есть структурный первичный дефицит, который правительство решило временно допустить с 2022 года для преодоления санкционного давления и поддержки структурной трансформации экономики. В основном он покрывался использованием средств Фонда национального благосостояния (ФНБ), накопленных в предыдущие годы.
Структурный первичный дефицит бюджета существовал с 2019 года. В пандемийном 2020 году он составил 3 трлн руб., а в шоковом с точки зрения санкций 2022-м — 7 трлн руб. В 2021 году, до жестких санкций Запада, предполагалось, что структурный дефицит в 2022–2024 годах будет составлять 0,5% ВВП ежегодно, или около 0,7 трлн руб. Еще осенью 2022 года Минфин запланировал возврат к нормальному бюджетному правилу со структурным первичным балансом с 2025 года. Это поможет сдержать инфляционные процессы на краткосрочном горизонте, укрепит финансовый суверенитет и устойчивость экономики, отмечает Минфин в пресс-релизе.
Бюджетная политика значимо влияет на динамику совокупного спроса и инфляции, отмечает Банк России в проекте «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики» от 27 сентября. ЦБ исходил из сохранения структурного первичного дефицита на нулевом уровне с 2025 года. Если бы повышенные расходы остались и в 2025 году, это могло бы оказать дополнительное инфляционное давление в период, когда ЦБ борется с высокой инфляцией (8,6% за год по состоянию на 23 сентября) повышениями ключевой ставки (в настоящее время составляет 19%).
Общие расходы федерального бюджета в 2025 году составят почти 41,5 трлн руб. при доходах 40,3 трлн руб. (общий дефицит — 1,17 трлн руб.). Расходы будут на 5% больше, чем текущая оценка расходов 2024 года (39,4 трлн руб.), следует из проекта бюджета, изученного РБК. Учитывая заложенный в проект бюджета прогноз по инфляции на конец 2025 года (4,5%), расходная динамика будет примерно соответствовать общей инфляции. На структурном первичном уровне нулевой дефицит закладывается на все три года и вплоть до 2030 года. Итоговый же дефицит, который будет финансироваться в основном за счет госзаимствований, образуется в силу того, что затраты на обслуживание госдолга (более 3 трлн руб. в 2025 году) превышают дополнительные нефтегазовые доходы (1,8 трлн руб. в 2025-м). Последние с некоторым временным лагом зачисляются в ФНБ.
С 2025 года также произойдут значительные структурные изменения в бюджетной политике, отмечает Минфин: доходная база, за счет которой удастся «стратегическая концентрация» финансовых ресурсов на новых национальных проектах, будет перманентно увеличена за счет изменения налогов 2024 года, включая пятиступенчатую прогрессию НДФЛ, повышение общей ставки налога на прибыль с 20 до 25%, введение обязанности по уплате НДС для части бизнеса на упрощенной системе налогообложения. Налоговые новации суммарно дадут бюджету около 3 трлн руб. ежегодных дополнительных доходов в 2025–2027 годах, оценивал в сентябре Банк России.